Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Таллинский Универмаг в СССР был "первопроходцем"

Пятница, 23 июля 2010

“Таллинский Универмаг, отмечающий в этом году свой 50-летний юбилей,
первым в СССР стал использовать концепцию продаж, сохранившуюся и по сей
день, хотя в сегодняшнем понимании концепции об этом говорить и нельзя”, – утверждает Ленно Вайтовски, специалист по маркетингу.

“Универмаг построили по прямой необходимости. Численность населения Таллина в 50-х годах удвоилась, магазинов в городе было мало, а спрос на потребительские товары – высокий”, – рассказывает Вайтовски о рождении идеи большого магазина.

Проект Универмага был подготовлен под руководством архитекторов Д. Шпрайцера и В. Кутузова в ленинградском филиале института “Союзгипроторг”.

Если все же попытаться говорить о концепции, Универмаг стал первым в СССР местом, которое постепенно перешло от прилавочной формы торговли к самообслуживанию, которое в основной своей форме сохранилось и поныне. В 1970 году доля товаров, проданных методом самообслуживания, составляла 32 процента от общего оборота, год спустя она выросла до 58, а в 1982 году – до 70%.

О кампаниях и создании имиджа, присущим капитализму, в Эстонии начали говорить только в 90-х. В первые годы существования Универмага отсутствовал мотив зарабатывания прибыли, это было государственное предприятие, реализующее произведенные в стране товары согласно плану. Реклама в то время несла, скорее, развлекательную и образовательную функцию. В то же время, с помощью рекламы пытались освободиться от больших остатков какого-либо товара.

До 1973 года, когда был открыт корпус В и Универмаг расширился, упор делался, в основном, на оформление витрин, а затем уже занимались дизайном помещений и внешней рекламой. Необходимость в переоформлении торговых залов возникла, прежде всего, с переходом на систему самообслуживания, когда понадобилась новая мебель.

В 70-80-х годах Универмаг активно рекламировал товары. Также практически с первого дня в Универмаге было внутреннее радио, работающее и сейчас.

“Составляя планы на 2010 год, нам показалось, что отметить такой крупный юбилей однодневной или недельной кампанией было бы слишком скромно. Поэтому было решено провести в юбилейном ключе все мероприятия года, а также организовать выставки, напоминающие о пяти прошедших десятилетиях”, – рассказывает Вайтовски.

В феврале и марте в таллинском и тартуском магазинах прошла выставка, которая рассказала о жизни Универмага в течение этих 50 лет. На выставке были представлены оформление витрин и торговых залов, а также форменная одежда продавцов, рекламные клипы, упаковка товаров и этикетки. Фотографии выставки представлены в Facebook.

Следующая выставка под названием “50 лет эстонской моды” пройдет уже в августе, ознакомиться с ней можно будет на витринах Универмага в Таллине и Тарту круглосуточно до конца августа. На ней будут представлены рисунки и модели образцов одежды последнего полувека, как продававшейся в розничной торговле, так и созданной дизайнерами.

Перед Рождеством планируется и третья выставка с названием “50 лет подарков”, которое говорит само за себя.

В сентябре в продажу поступит книга “50 лет Универмага”. На 160 страницах представлен богатый фотоматериал о жизни Универмага, интервью со знаменитыми эстонцами, воспоминания о советском времени и тогдашнем житье-бытье. Книга будет интересна тем, кто увлекается историей или торговлей.

По материалам e24.ee

Источник: Моя Эстония – сайт о современной Эстонии